Справка
Абсолют появилась на российском рынке в начале 1990 х годов как дистрибьютор зарубежной электронной техники. В 1993 году Александр Светаков со своими партнерами создал одноименный банк, который спустя 14 лет за $1 млрд выкупила бельгийская группа KBC. В начале 2000 х бизнесмен вместе с партнерами Дмитрием Аксеновым и Дмитрием Саблиным ушли в девелоперские проекты и вскоре оказались в числе крупнейших застройщиков Московской области.
В Абсолюта подтвердили факт сделки, которая состоялась в конце 2017 года. Однако, информация о сумме сделки составляет коммерческую тайну и не подлежит разглашению .
Судя по всему, управленцев Ангиолайна такая смена акционера, владеющего блокирующим пакетом, застала врасплох. Компания не согласовала несколько кандидатур от номинального держателя акций Healthcare Solutions Holding SA на членство в совете директоров и под формальным предлогом отказалась предоставлять люксембургской компании протоколы заседаний совета директоров и общего собрания акционеров. По словам адвоката Сергея Панченко, представляющего интересы ГК Абсолют в деле против Ангиолайна , новый акционер в совете директоров до сих пор не представлен.
Абсолюту пришлось идти другим путем. Как следует из материалов суда, в марте 2018 Healthcare Solutions Holding SA подала ходатайство об участии в деле Лебедевой в качестве третьего лица, а также выдвинула иск к АО Ангиолайн с аналогичными (чуть ли не дословно повторяющими претензии Лебедевой) требованиями, предъявив суду выписку регистратора о владении пакетом в 202 740 акций, что превышает долю в 20%. Однако, арбитраж отказал люксембургской компании во вхождении в дело Лебедевой, указав: из документов, представленных Ангиолайном , следует, что, по состоянию на декабрь 2017 года, компания отсутствовала в числе акционеров общества, и отложил рассмотрение иска по существу до принятия решения по делу Лебедевой.
Тем не менее, владельцы Healthcare Solutions Holding SA через суд смогли получить заверенные копии корпоративных документов Ангиолайна , в том числе протоколы общего собрания акционеров и совета директоров. И в ноябре 2018 года им удалось добиться ареста спорных акций в рамках обеспечительных мер. Ангиолайн обжаловал это решение в апелляции. Генеральный директор Ангиолайна Андрей Кудряшов в свою очередь заявил, что в компании не владеют информацией, каким образом и когда новый акционер стал владельцем акций Healthcare Solutions Holding SA.
Правда, как следует из материалов суда, Ангиолайн все же предпринял попытку оспорить принадлежность акций новому владельцу: в октябре 2018 года компания подала в Московский арбитраж иск к швейцарскому Bank Julius Baer & Co Ltd, на счетах которого размещен блокирующий пакет акций, с требованием раскрыть бенефициара.
Свое настояние истец поддержал ссылкой на положения федерального закона №115 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма . В банке на иск Ангиолайна отреагировали сдержанно, но твердо, отказавшись принимать претензии в связи с несоответствием иска Гаагской конвенции. Рассмотрение иска в российском суде отложено на 2019 год.
В сентябре 2018 года партнер Кудряшова Алексей Французов подал в Новосибирский арбитражный суд свой иск с требованием признать сделку по продаже 200 тысяч акций Ангиолайна ЗАО Проспект онлайн в ноябре 2013 года общей стоимостью 150 млн рублей, две сделки самого Проспект онлайна по продаже Наталье Лебедевой в том же месяце 90,5 тысячи акций за 67,9 млн рублей и все последующие сделки по продаже этих акций недействительными.
В том же иске Французов утверждает, что пакетом в 202 740 акций до сих пор владеет Наталья Лебедева, и просит суд арестовать акции в рамках обеспечительных мер, запретить ей переоформлять акции и лишить права голоса на собрании акционеров. Среди ответчиков значатся Проспект онлайн , Наталья Лебедева и Healthcare Solutions Holding SA. Арбитраж на заседании 6 декабря 2018 года отказал заявителю в аресте блокирующего пакета акций, а рассмотрение дела по существу перенес на январь 2019 года.
Мы не хотим делать преждевременные выводы. Ангиолайн является успешным производителем на рынке медицинской продукции, хорошим бизнесом. Когда мы придем к каким то выводам о состоянии компании, перспективам участия в ней, мы сообщим , прокомментировал Сергей Панченко.
Как известно, участие в тяжбах не помешало совладельцам Ангиолайна переоформить основное юридическое лицо производителя стентов ООО Ангиолайн , 75 процентной долей которого владело АО Ангиолайн , на другую компанию зарегистрированное в декабре 2017 года ООО Латрек , принадлежащее Андрею Кудряшову (37,5%), Алексею Французову (37,5%) и совладельцу биофармацевтической ГК SFM Андрею Артамонову (25%).
Весной 2021 года суд признал покупателей новосибирского Ангиолайна мнимыми и вернул акции владельцам. Арбитражный суд Новосибирской области признал недействительной сделку по продаже успешной новосибирской компании АО Ангиолайн китайской фирме Sino-Russian New Century Import & Export Co., Ltd. . Решение суда имеется в распоряжении редакции НГС.
Сделка по продаже почти 75% акций Ангиолайна была заключена 18 июня 2020 года между акционерами Андреем Кудряшовым, Алексеем Французовым и китайской стороной. Сделка ущемляла интересы другого акционера новосибирской компании Натальи Лебедевой.
ВНИМАНИЕ:
Представленными доказательствами судом установлено, что Кудряшев и Французов заключили договоры купли-продажи акций не ради извлечения прибыли цель, которая свойственна продавцу при заключении договора купли-продажи. Целью заключения сделки является видимость перехода акций, получение последующего одобрения вывода 100% доли в ООО Ангиолайн (другое юрлицо) новым акционером и воспрепятствование истцам в защите их прав, в том числе по настоящему делу об исключении акционеров Кудряшова и Французова из АО Ангиолайн . При этом формальный перевод акций в пользу Сино-Рашн не может считаться надлежащим исполнением, говорится в решении арбитражного суда.
Кроликов, не колись
Изначально китайская компания заявила о том, что они оплачивали сделку путем перечисления денежных средств. После того как суд затребовал платежные поручения у китайской компании, Кудряшова и Французова, они заявили, что этого перечисления не было. После этого они представили векселя. Причем векселя были оформлены в Китае и переданы в Новосибирске в один и тот же день. То есть не состыковка у них по датам была. И суд усмотрел еще, что векселя были оформлены с нарушением законодательства. Следовательно, решил суд, векселя были подготовлены и составлены не в рамках договоров, а для представления суду доказательств этой оплаты, пояснила адвокат Анна Бархатова, представляющая интересы Лебедевой.
Между тем, совладелица успешной новосибирской компании Наталья Лебедева отсудила 170 тысяч у Сибирского главного управления Центробанка России. Эти деньги женщина потратила на судебные процессы, в которых доказывала, что одобрение банком дополнительной эмиссии (перевыпуска) акций Ангиолайна нанесло ей серьезный ущерб: доля акционера уменьшилась с 25% до 9%. В декабре 2020 года Лебедева отсудила свою долю обратно, а сейчас прошла все суды по взысканию издержек с Сибирского отделения Центробанка. Окончательное решение вынес Седьмой арбитражный апелляционный суд в Томске.
На протяжении всего судебного периода, начиная с первой инстанции, я говорила сибирскому отделению Центробанка, если они откажутся от обжалования решения, то я на них не выставляю расходы. И они каждый раз мне отказывали, иногда в грубой форме: типа, мы еще посмотрим, кто выиграет. Для меня это важный момент. И они дошли до Верховного суда Они не то что были активны, они были упорны и настойчивы в отстаивании интересов моих оппонентов, пояснила Наталья Лебедева. Лебедева уточнила, что сумма ее расходов, связанных с судебными делами, гораздо выше 170 тысяч рублей и составила более миллиона рублей.
Я несколько раз приезжала в Новосибирск, останавливалась в отеле, адвокаты стоили немало. Но у нас такая судебная система: они так считают, что одно заседание 15 тысяч рублей. Понятно, что за 15 тысяч рублей ни один адвокат, а тем более два, как у меня, не пойдут на заседание. И еще: у меня по ходу процесса поменялась команда адвокатов и часть транспортных расходов была утрачена, объяснила Лебедева.
В настояще время уже вынесено другое судебное решение в котором оспорена продажа Ангиолайна китайской компании, которая уже успела 17 декабря 2020 года выпустить очередную дополнительную эмиссию акций на 200 миллионов рублей, что опять уменьшает долю Лебедевой в компании.
Я даже не знала об этом собрании акционеров Надеюсь, что мы оспорим сделку по продаже Кудряшовым и Французовым [ Ангиолайна китайцам], и уйдет вся эта китайская сделка, подчеркнула Лебедева.
Лебедева уже более двух лет борется за остановку процесса ликвидации компании и возврат своего пакета акций, который был уменьшен почти в три раза в результате действий двух других акционеров.