У новорожденных хорошо развит ствол головного мозга - область, расположенная непосредственно над спинным мозгом, которая контролирует автономные (бессознательные) функции, такие как дыхание и сердечный ритм. Мозг маленького ребенка развит в достаточной степени для того, чтобы он мог реагировать на раздражители проявлением примитивных жизненно важных рефлексов, таких как ползание, умение сосать грудь, плач. Уровень развития мозга новорожденного позволяет ему различать запахи, слышать, ощущать вкус и чувствовать, когда к нему прикасаются.
Зрение новорожденного развито недостаточно хорошо, но ребенок может сфокусировать свой взгляд на лице человека или интересном неодушевленном предмете и следить за ним.
Период интенсивного развития
После рождения начинается период чрезвычайно интенсивного развития мозга ребенка, в особенности коры (наружной части мозга, отвечающей за высшие функции, такие как сознательные движения, решение задач, речь). Этот период длится примерно до 3 лет.
Информация об окружающем мире обрабатывается в коре головного мозга и стимулирует его развитие путем формирования и укрепления связей между нейронами (клетками мозга).
Без такой стимуляции полноценное развитие мозга невозможно.
Важные этапы развития
На данном этапе развития мозга ребенок имеет возможность приобрести необходимые навыки для овладения речью и движениями. Развитие ребенка проходит поэтапно. Например, в возрасте 6 недель он начинает улыбаться в ответ родителям, в 3 месяца - захватывать расположенные рядом предметы, в 7 месяцев - сидеть. В возрасте около 1 года дети делают первые шаги и произносят первые слова, так как к этому времени области мозга, отвечающие за данные виды деятельности, уже достаточно развиты.
В это же время происходит стимуляция лимбической системы (области мозга, отвечающей за проявление эмоций). Очень важно, чтобы ребенок ощущал любовь, ласку и внимание со стороны ухаживающих за ним людей, так как это помогает ему научиться реагировать на проявления чувств, а затем и самому проявлять чувства по отношению к другим.
Несмотря на то что интенсивное развитие мозга завершается к 3-4 годам, его усовершенствование и изменение, особенно в коре, происходит на протяжении всего детства.
Увеличение массы головного мозга у детей
После рождения количество нейронов (нервных клеток) в мозге не увеличивается, однако его объем и масса становятся больше. Это обусловлено увеличением размера нейронов и разрастанием сети глиальных клеток мозга, которые окружают, питают и поддерживают их. К концу первого года жизни масса головного мозга достигает половины массы мозга взрослого человека, а в 6 лет - 90%.
Формирование связей между нейронами
В результате активности и приобретения знаний происходит постоянное формирование и укрепление связей между нейронами. На данном этапе образование новых межнейрональных связей позволяет ребенку осваивать множество сложных навыков, таких как умение читать и писать, игра на музыкальных инструментах.
По мере роста ребенка происходит развитие его головного мозга. Взаимодействие обоих полушарий становится более координированным, поэтому развивается способность выполнять более сложные действия. Развитие лобной доли коры головного мозга позволяет понимать ребенку абстрактные вещи и начать думать, как взрослые.
Консолидирующая фаза развития головного мозга продолжается примерно до 10 лет. К этому времени развитие мозга соответствует по сложности его развитию у взрослого человека. После этого межнейрональные связи, которые не используются или используются очень редко, начинают разрушаться. В результате резко сокращается способность освоения новых навыков, умений и знаний. Это происходит для того, чтобы в зрелом возрасте в мозге образовались новые связи между нейронами. Однако обучение уже никогда не будет даваться так легко, как в детстве.
Миелинизация
При рождении головной мозг содержит около 100 миллиардов нейронов. В отличие от других клеток организма, нейроны не размножаются. С течением жизни их количество постепенно уменьшается.
Функциональность головного мозга, однако, определяется не количеством нейронов, а множеством и разнообразием связей между ними. У взрослого человека один нейрон может быть связан с 15 ООО других нейронов.
Нервные волокна
Скорость, с которой нервные волокна проводят импульсы, прямо зависит от количества изоляционного материала (миелина), окружающего эти волокна. Миелинизация нервных волокон происходит в течение первых лет жизни. Во время этой фазы развития, характеризующейся укреплением связей между нейронами, частая активизация нейронных сетей сообщает различным отделам головного мозга специфические функции.
При отсутствии частой активизации нейронных сетей происходит потеря связей, установленных между нейронами. Существуют серьезные основания предполагать, что редко используемые нейроны «самоуничтожаются». Этот процесс называется апоптозом. Это доказывает важность поддержания мозга в активном состоянии.
Тело человека. Снаружи и внутри. №43 2009