Это было удивительное путешествие. Представьте себе — каждые 2—3 дня тебя сажают в самолет, и через несколько часов ты уже в новом месте и бежишь с кем-то знакомиться, чему-то учиться... Затем подъем в 5 утра, посещение утренних занятий, дискуссия, знакомство с научными исследованиями, вечерние занятия, семинар, а на рассвете — снова самолет...
Короче, через месяц мы слегка устали. Позади была половина пути — мы уже обучились трансцедентальной медитации, занимались йогой в старейшем и крупнейшем йогическом заведении Индии — Кайзалиадхама, провели неделю в ашэамате Диренды Брахмачари, посетили крупнейший центр йоги в Бомбее и знаменитый научно-исследовательский центр в Банглоре, встретились со Святославом Нико-1аевичем Рерихом.
И, наконец, отправились в Пуну. В институт йоги Б. К. С. Айенгара. Сонечно, мы слышали о нем. Чита-1И его книгу — на русском языке >на была выпущена самиздатом под названием «Учение йоги». Но мы же многое читали и про многих слышали...
Поэтому, наверное, когда ранним утром после 4-часового путешествия по индийскому «шоссе» мы подъезжали к Пуне, мне, честно говоря, хотелось не йоги, а принять душ и поспать пару часов.
И все же мы отправились прямо институт. Безучастным взглядом рассматривала розовые кусты во дворе и само здание, которое в другое время показалось бы мне красивейшим, в основу его были положены те же принципы, на которых воздвигнуты «Йога-Сутры» отца йоги Патанджали. Автоматически я уже складывала руки в традиционном «намаете», готовясь поприветствовать знаменитого 70-летнего старца... Тут послышался громкий голос и смех, и навстречу нам выбежал жизнерадостный человек в спортивных трусах «Адидас». Больше, кроме еще браминского шнура на шее, на нем ничего не было — поэтому сразу бросился в глаза контраст между его головой седовласого мудреца и телом 20-летнего юноши.
— А, наконец-то! — сказал он, — Что-то вы опаздываете на занятия. Вперед! Йога прогонит ваш сон!
Он подмигнул мне и засмеялся, наивно и заразительно, как ребенок.
И хотя я весьма скептически относилась ко всяким разговорам о какой-то там «энергии» и «сверхчувственному воздействию», спать мне почему-то расхотелось. И я пошла за Беллур Кришнамачал Сундарараджа Айенгаром в его институт.
Просторный зал был полон народа — Гуруджи (так зовут Айенгара миллионы его учеников во всем мире) сам проводил занятия.
И тут сон пропал совсем. Ничего подобного мне не довелось видеть ни до, ни после. Да это и не странно: передо мной был гений (и я сразу осознала это как факт, даже не успев еще удивиться, как мне повезло, что я встретилась с ним) — гений йоги. А они рождаются не каждый год и даже не каждое столетие.
Наблюдая за ним, я впервые поняла, что выполнить асаны йоги — это не просто принять какую-то замысловатую позу (лучше всего, конечно, Лотос!) и расслабиться, а что это настоящая техника — сложная техника контроля над телом и концентрации внимания на нем.
Занимающиеся начали с поз стоя. Это традиционное начало занятий в йоге Айенгара. Для учеников они используются, чтобы «размяться» в начале занятия, для новичков же — это азбука йоги: их осваивают в первую очередь. Они развивают гибкость и подвижность, а также дают силу и выносливость, необходимую для освоения поз других типов. Кроме того, выполняя позы стоя самостоятельно, новичок никогда не нанесет себе серьезного вреда, что вполне может случиться, если он начнет знакомство с йогой с других асан.
Занимающиеся перешли к новым позам. Но дело было не в них, а в том, как учил Айенгар — весь движение, весь энергия, весь знание, которым он щедро делился. Громогласный голос, который вместе с его обладателем буквально метался по залу, поправляя и вдохновляя каждого, командовал: «Сядьте, хорошо вытяните ноги, поднимите руки, хорошо вытяните все тело, втяните поясницу в себя и наклонитесь вперед! Захватите большие пальцы ног большим, указательным и средним пальцами рук. Поднимите голову, еще больше втяните поясницу в себя и опускайтесь! Тяните лобок к груди, двигайте ключицы вперед! Опустите лоб на колени, теперь нос, теперь положите подбородок! Оставайтесь так. Расслабьте живот, еще сильнее вытяните ноги, прижимайте заднюю поверхность коленей к полу...». И на протяжении всех 5 минут пребывания в позе — все новые и новые моменты. Ум, внимание приковано к телу, а тело — к вниманию. Это единство здесь называют йогой.
Потом был небольшой перерыв. Новые лица, новые знакомства — Прашант и Гита Айенгар — сын и дочь Гуруджи, сами известные йоги, другие именитые ученики — директор Мадридского центра йоги, руководительница института йоги из Шотландии, директор Парижского института Фаек Бириа.
Затем продолжились практические занятия. На этот раз упор делался на терапевтический эффект асан. Здесь я впервые поняла, что же это такое — знаменитые вспомогательные средства в йоге Айенгара. В ход идет все — одеяла и ремни, деревянные кирпичи и веревки, диски для штанги и шведская стенка.
Здоровым людям эти вспомогательные средства помогают сделать столь сложные позы, которые они смогут самостоятельно выполнять только через несколько лет интенсивнейшей практики.
Больным и даже тяжелобольным они также помогают выполнять позы различной степени сложности.
По ходу занятия Айенгар часто демонстрирует позы сам, и здесь ему тоже нет равных, недаром его называют Микеланджело йоги, Королем учителей, Совершенным йогом.
Трудно себе представить, что 55 лет тому назад, когда он только начинал, то был слаб, что делая Пашимоттанасане не мог дотянуться до колен руками! Он постоянно болел — малярией, тифом, пневмонией. Несколько лет практики сделали его абсолютно здоровым и принесли ему индийскую славу.
В соответствии с традицией только один раз в 200—300 лет рождается на земле человек, способный выполнить все позы йоги с таким совершенством, которое называют «парипурна» — высшая, самая полная степень завершенности. В нашу эпоху этот человек — Айенгар. В Индии верят в реинкарнацию — переселение душ, поэтому индийские мудрецы считают Айенгара реинкарнацией бога йоги, который через много веков вновь спустился на землю, чтобы восстановить и укрепить почти уже утраченную науку.
Его книги — «Искусство йоги», «Прояснение пранаямы», «Дерево йоги», «Йога-Сутры атанджали» стали международными бестселлерами и являются самыми авторитетными источниками в этой области.
Самую известную из них — «Прояснение йоги» — уподобляют Священному Писанию и называют Библией йоги. По своей монументальности и глубине она может сравниться только с «Хатха-Йога Прадипика», написанной семь или восемь веков тому назад.
Но продвижение по пути йоги не дается без труда даже самому талантливому. Сначала в течение 20 лет Айенгар занимался по 15 часов в день. Он испробовал все существующие техники йоги, он освоил несколько тысяч асан и все известные разновидности пранаямы и затем изложил добытые на практике знания, восстановив утраченные части древнего искусства.
Но работа еще не кончена. Даже сейчас, в столь преклонном возрасте, он занимается йогой по 7—8 часов в день, 4—6 часов он учит, 3—4 часа работает над своей новой книгой, которая будет посвящена учению отца йоги — Патанджали.
Он продолжает оставаться идеалом и источником вдохновения для миллионов учеников во всем мире. В настоящее время открыто около 200 центров йоги Айенгара — в Европе, США, Латинской Америке, Австралии, Новой Зеландии, Японии, ЮАР. Его учениками были знаменитый философ Джидду Кришнамурти, прославленный скрипач Йегуди Менухин и даже бельгийская королева. В 1988 году его именем была названа вновь открытая звезда в Северном полушарии. Он продолжает щедро делиться своими знаниями со всеми — в 1984 году он проводил семинар для учителей йоги в Калифорнии, который собрал 800 самых прославленных учителей со всего света.
Вестник «ЗОЖ», выпуск №14