О нем говорят, спорят, пишут. Ему поклоняются. В одном из павильонов на ВДНХ в Москве, жизни и деятельности Порфирия Корнеевича Иванова посвящен целый стенд. Что же это за человек, почему личность его вызывает неистребимый интерес, а число поклонников продолжает множиться?
Причин, наверное, несколько. То был человек великой доброты, человеколюбия и милосердия. И сама жизнь его была неким экспериментом, принесенным в подарок людям. Поиском простых принципов здорового образа жизни в единстве телесных и духовных сил, на основе естественных природных факторов. Все это вместе взятое сложилось в бесхитростную систему Порфирия Иванова, упрощенно нашедшую отражение в знаменитом своде заповедей «Детка» («Советский спорт» не однажды публиковал их).
Коротко о себе. Я следую этой системе, которую можно назвать системой природного закаливания, уже 13 лет и имею, стало быть, некоторый практический опыт. Более того, я знаю многих поклонников этой системы, и ни одному из них она не принесла ничего, кроме пользы.
Лично я, к примеру, был серьезно болен (1974 год) и в течение того года почти безвылазно находился в больнице с диагнозом «открытая форма двустороннего кавернозного туберкулеза легких».
Встречи с Порфирием Ивановым перевернули все мои представления о бытии. Отчетливо помню первую. В памяти остался высокий, стремительный человек с белым пламенем волос, обрамляющих лицо.
В дальнейшем я часто встречался с Ивановым и понял, что это простой, мудрый и очень сердечный человек, всем существом своим откликающийся на чужие боли и беды.
Прослышав о страждущем, получив призыв о помощи, он мог в одних шортах пробежать по заснеженным пространствам в лютую стужу многие километры, торопясь на дальний, затерявшийся в степи хуторок, где его ждали. Возвращался домой к ночи — в сосульках, в пару...
Встречаясь с Ивановым, я все более поражался той мудрости, которую нес в себе этот человек, добывая в натурных испытаниях на себе самом знания природных закономерностей в условиях, когда, как отмечал русский мыслитель Н. В. Федоров, настоящей лабораторией, способной решить этот вопрос, должна быть не тесная лаборатория специалиста, а собственный организм человека и вся окружающая природа.
Именно этот принцип положил Порфирий Иванов в основу изучения взаимоотношений человека с Природой. Его наблюдения и опыт уложились в двести «томов» — исписанных тетрадей по 196 страниц в каждой.
Так что же за человек их автор?.. Сын шахтера, он с 11 лет и сам познал тяжелый шахтерский труд. Был свидетелем и участником тех первых незабвенных послереволюционных лет, когда все вокруг жило и дышало энтузиазмом грядущих великих перемен и ленинский лозунг «учиться...» стал путеводной вехой того поколения.
Иванов с головой уходит в изучение трудов по естественным наукам, медицине, философии. Природный ум и редкая память помогают ему приобретать все новые и новые знания. В доме растет библиотека, многое прочитывается на стороне.
И был момент, когда возникло желание поступить на рабфак. Но Иванов подавил в себе это желание, ибо оно могло отнять время от эксперимента, к которому он себя готовил и контуры которого уже предвидел.
Идея эксперимента заключалась в том, чтобы на практике установить общие законы совершенствования здоровья человека в единстве с природой.
«Мы — люди Земли и пользуемся ее щедротами, как неразумные дети. В результате мы теряем здоровье, болеем и преждевременно умираем. Как найти меру сознательного единения с природой? Чтобы не терять, а совершенствовать свое здоровье, чтобы не болеть и не простужаться. Где и в чем идеал качественно нового человека, возможности совершенствования которого безграничны?»
Вот что хотел в этом познании установить Иванов: во-первых, достаточно ли естественных природных средств на воздухе, воде и земле для восстановления и совершенствования своего здоровья; во-вторых, каковы законы взаимодействия человека с природой, которые помогли бы ему овладеть этими средствами.
Таковы задачи, которые поставил перед собой этот необыкновенный человек. Он решал их в течение пятидесяти лет.
Вот итог его долгого и искреннего диалога с природой: в воздухе, воде и земле есть все необходимое для восстановления и совершенствования здоровья человека. Есть все, чтобы он не болел, не простужался и шел все выше и выше по пути совершенствования. Сформулировал Иванов ответ и на вторую часть задачи. Она в одной из его записей.
«Мы стали брать в природе только «хорошее» и «теплое», а от «плохого» и «холодного» стали отгораживаться, уходить. В этом наша ошибка: мы живем однобоко, а не кругозорно. За это нас природа бьет своими силами: мы простуживаемся и болеем и умираем на веки веков. А вот если мы не будем уходить от «холодных» качеств природы, заимеем с ней дружбу и любовь со всеми качествами ее, как «хорошими» и «теплыми», так и с «холодными» и «плохими», в их единстве, тогда мы перестанем болеть и простуживаться, станем здоровыми. Природа станет нам Матерью. Она через воздух, воду и землю откроет нам силы свои для нашей здоровой полнокровной жизни. Жить мы будем, а умирать не будем...»
Но ведь это же диалектика! Великая «Тайна Двойного», как называли ее в древности, считая, что владеть могуществом этой тайны могут только посвященные. К сожалению, диалектика эта в наше время существует в виде абстрактной части нашего мировоззрения. Но так или иначе практика Порфирия Иванова стала важным критерием истинности исполнения законов диалектики при восстановлении и совершенствовании здоровья человека в природе. В самом широком и полном смысле этого слова. И именно для любого человека, ибо все, что делал Иванов, он делал не для себя, но прежде всего для людей. Он любил повторять: «Мое — это Ваше».
Сжатое изложение своей системы он представил в форме заповедей, которые получили ласковое название «Детка». В момент их составления Порфирию Корнеевичу было 85 лет.
Сегодня нет возможности растолковать все пункты «Детки», а точнее, все параграфы системы природного оздоровления человека, разработанной Ивановым. Но важно отметить следующее: различных систем физического и нравственного оздоровления существует множество. Скажем, разве не подобные системы — ходьба, бег, зарядка, лыжи, туризм... Здесь важно то, что каждый пожелавший приобщиться к системе Иванова вовсе не обязан отказываться от любимых своих упражнений. Напротив, сочетание системы Иванова с любым видом двигательной активности только усиливает эффект системы. Сам же Иванов считал свои советы важным дополнением к любым оздоровительным методикам.
Кстати, о беге Иванова. Он был необычен и своеобразен. После нескольких шагов неторопливой трусцы следовал взрывной, полный напряжения всего тела, бег с прямыми вытянутыми руками и ногами. И так — метров 40—50. Потом вновь расслабленный бег и вновь взрывной. И так — до 4—5 раз.
Подобный бег Иванов считал полезным для тех, кто занимается умственным трудом и ведет сидячий образ жизни. Он рекомендовал применять такой бег 2—3 раза в день. Очень эффективен этот бег перед обливанием или моржеванием в зимних условиях. Происходит быстрый разогрев организма при любом морозе.
Была у Иванова и вариация бега для укрепления шейных позвонков и спины. Это бег с откинутой назад головой и с заложенными в виде крыльев за спиной руками при полном напряжении всего тела. Был и бег успокаивающий, неторопливый, как бы в замедленном темпе, с зависанием в воздухе и плавными, на полной амплитуде взмахами рук вперед — назад, подобно крыльям птиц. Мне не однажды приходилось наблюдать за Порфирием Корнеевичем в беге, и мне казалось, что он мог придумывать его варианты бесконечно.
Впрочем, главное — это сама система. Уже только одна она, при условии, что вы не занимаетесь ничем другим, способна принести, и довольно скоро, великий оздоровительный эффект. Сегодня эту систему исповедуют десятки тысяч людей.
...Стоит на Украине хутор Верхний Кондрючий. В нем дом Порфирия Корнеевича Иванова. Его знают, сюда бесконечным потоком идут люди. Тот, кто побывал в этом доме, обязательно сделает и первые шаги на пути природного оздоровления. Хотелось бы, чтобы таким Домом Здоровья — здоровья, подчеркиваю, физического и нравственного — стала вся наша страна.
Вестник «ЗОЖ», выпуск №16