Способность ходить на двух ногах освободила верхние конечности человека для осуществления функций, не связанных с передвижением. Это, в свою очередь, требует развития важных манипуляционных навыков в начале жизни и позволяет младенцу начать взаимодействовать с окружающим миром.
Мануальные навыки
Ловкость движений рук очень важна для человека. За обеспечение этой функции отвечает значительная область полушарий головного мозга в зонах двигательного и чувствительного контроля. Для развития способности контролировать сложные мышечные действия и чувствительной координации необходимо время.
Для того чтобы ребенок мог осуществлять движения рук в нужном направлении, должно быть развито чувство пространственного восприятия. Оно помогает также контролировать работу мышц, двигающих кисти рук и пальцы, отделять одно движение от другого и координировать движения в соответствии с поступающей чувствительной информацией (прикосновение, звук или изображение). Нет ничего удивительного в том, что мануальные навыки не являются врожденными, а развиваются постепенно.
Развитие движений кистей и рук
До 6 месяцев
Разумеется, ребенок обладает определенным пространственным чувством по отношению к движениям кистей и рук. Младенец обучается способности смыкать кисти рук перед своим лицом (например, при хлопках) к 3-6 месяцам. Это действие требует более высокого уровня двигательного контроля и имеет социальное значение, так как часто поддерживается и поощряется родителями. Поэтому ребенок готов приложить значительные усилия для развития этого навыка. Когда он овладевает способностью хлопать в ладоши, его успех обычно сопровождается эмоциональным поощрением со стороны окружения, вдохновляя ребенка повторить действие.
6 месяцев
Примерно к 6 месяцам ребенок достаточно хорошо контролирует движения рук в плечевых и локтевых суставах. Тем не менее, кисть все еще функционирует как единый блок. Другими словами, ребенок продолжает сгибать и разгибать все пальцы одновременно для того, чтобы схватить или выпустить объект, и не способен осуществлять отдельные движения пальцами.
К этому возрасту ребенок обычно проявляет необычайное любопытство к окружающему миру. Видя какой-либо объект, он стремится достигнуть и схватить его. Возможность завладения интересующим предметом приносит радость ребенку, но также свидетельствует о более высоком уровне развития зрения и осязания. Однако неспособность манипулировать мелкими объектами, даже находящимися в руках, может расстраивать ребенка.
9-12 месяцев
Точная координация изолированных движений пальцев рук в сочетании с движениями кисти, запястья и глаз обычно формируется у ребенка примерно к 9-12 месяцам. Эта сложная стадия неврологического развития является критической. Она отличает человека от животных, включая обезьян. Как только ребенок приобретает способность взаимодействовать с окружающим миром, его личность и восприятие себя как индивидуума начинают быстро развиваться. Освоение этих навыков приносит ребенку высокую степень удовлетворения и определяет следующий этап его независимости от родителей.
Оппозиция большого пальца
Способность действовать одной рукой является уникальной для человека. Однако наши ближайшие родственники шимпанзе также ей обладают, хотя и в меньшей степени. С точки зрения анатомии, эта способность обеспечивается так называемой оппозицией (противопоставлением) большого пальца кисти по отношению к остальным, когда он движется в направлении против ладонной поверхности кисти. Это движение делает кисть чрезвычайно многофункциональной.
Благодаря развитию этой способности, ребенок может накормить себя и взаимодействовать с окружающим миром, перемещая предметы. Без возможности оппозиции большого пальца простые ежедневные задачи, которые легки для здоровых людей, становятся относительно трудно выполнимыми. Например, завязывание шнурков на ботинках или застегивание пуговиц.
Дети способны противопоставлять большой палец мизинцу к возрасту 9-12 месяцев. Это действие известно как «пинцетный хват». По мере развития этой способности облегчается задача самостоятельного приема пищи. В соответствии с вкусовыми предпочтениями, ребенок может извлекать отдельные частицы пищи из остальной массы блюда. Это очень увлекательно для малыша.
12 месяцев
Используя «пинцетный хват», ребенок приобретает способность брать мелкие предметы точными координированными движениями. Он обычно использует обе руки при манипуляциях с объектами, хотя уже может начать чаще пользоваться только одной, доминантной рукой. Способность указать на объект интереса и затем схватить его для исследования также проявляется в этом возрасте. Ребенок может кинуть предмет перед собой и проследить глазами его путь до земли. Малыш может затем поднять объект и повторить процесс, что развивает и совершенствует его двигательные навыки.
Развитие координационных навыков
Захват. В возрасте 12-18 месяцев ребенок становится более умелым в осуществлении изолированных движений пальцами и в управлении запястьем. Это позволяет ему точно захватывать мелкие предметы и манипулировать ими.
Указывание. Одновременно с совершенствованием «пинцетного хвата» у ребенка формируется способность выпрямлять указательный палец, прижав остальные пальцы к ладони (так называемый указывающий палец).
Навык рисования. Для начала ребенку необходимо показать, как удерживать карандаш или мелок, пресекая его попытки съесть этот предмет. Большинство малышей способны концентрировать внимание лишь на короткое время, но они могут начертить отдельные диагональные или горизонтальные линии.
Социальные навыки через игру. Ребенок с развитой способностью указывать пальцем может играть в угадывание картинок, комбинируя речевой и двигательный навыки. Малыш с развитым «пинцетным хватом» может использовать его в более сложных играх.
Тело человека. Снаружи и внутри. №21 2008