Развитие ребенка начинается с момента зачатия. Принято считать, что на скорость этого процесса можно влиять, однако в большей степени он запрограммирован генетически и понятие «нормы» может сильно меняться в зависимости от конкретного ребенка.
Здоровый ребенок появляется на свет с полным набором жизненно необходимых рефлекторных навыков. Однако сознание младенца еще не развито, он полностью зависит от своих родителей и практически неспособен к произвольным движениям.
Отчасти это объясняется последствиями эволюции. Развитие коры головного мозга привело к увеличению размера черепа. Ребенок с полностью развитым мозгом просто не мог бы родиться - голова новорожденного и так непропорционально велика по отношению к телу. Поэтому окончательное развитие мозга, в ходе которого формируются сложные моторные навыки, происходит уже после рождения.
Но даже недоразвитый мозг новорожденного весит столько, что ребенок не способен удержать голову на весу с помощью мышц шеи.
Если положить ребенка на матрас или на пол вниз лицом, то он так и останется лежать. Если ребенка положить на спину и поднять в сидячее положение, движение головы будет отставать от движения туловища. Однако уже через несколько недель родители смогут заметить, что это отставание становится все меньше.
К восьмой неделе ребенок способен держать головку ровно и поворачивать шею, когда его придерживают. Примерно к четвертому месяцу ребенок может поднять головку от пола, когда лежит лицом вниз. Шестимесячный младенец, если его поднять в сидячее положение, будет держать голову на одной линии со спиной.
Различные позиции
Чтобы ребенок быстрее начал сознательно двигать руками и ногами и контролировать мышцы шеи и спины, с ним нужно играть. Лучше делать это в разных позициях - когда он лежит на животе на коврике, на спине в кроватке или на полу, в ванной, придерживая головку рукой. Так, если ребенок никогда не играет лежа на животе, ему может быть сложно научиться переворачиваться и поднимать головку.
Переворачивание
Примерно в 3-4 месяца ребенок начинает переворачиваться с живота на спину. Однако на то чтобы овладеть обратным действием - то есть научиться переворачиваться со спины на живот, уходит гораздо больше времени. Этот навык появляется в том возрасте, когда ребенок начинает двигаться не просто так, а к интересующей его цели. Повторяющиеся перевороты со спины на живот развивают мышцы в верхней части тела. Также малыш может качаться на животе с вытянутыми и приподнятыми руками и ногами. Эти движения являются предпосылкой к ползанию.
Ползание и сидение
В период между шестью и девятью месяцами ребенок обычно учится ползать и садиться. Чтобы перейти от лежания к ползанию, он должен подтянуть под себя ноги и поднять ягодицы, опираясь при этом на руки. Однако при первых попытках разочарованный младенец зачастую движется назад, только удаляясь от цели.
Когда мышцы бедер становятся сильнее, ребенку, наконец, удается встать на четвереньки, приняв таким образом исходное положение для ползания. Теперь, чтобы двигаться вперед, он должен овладеть своего рода акробатическим трюком - научиться балансировать на одном колене и руке на противоположной стороне тела, одновременно перемещая вперед другие руку и ногу.
В тот момент, когда ребенок способен поднять верхнюю часть тела и голову от поверхности, мышцы спины, которые контролируют осанку, уже достаточно окрепли, чтобы поддерживать его позвоночник в сидячем положении. Однако поскольку ребенок еще не умеет садиться без посторонней помощи, это может остаться незамеченным до тех пор, пока кто-нибудь из родителей не попытается посадить его так, чтобы он опирался на подушку.
Первые шаги
Последняя сложная задача, стоящая перед ребенком в ходе формирования моторных навыков, - обучение ходьбе. Первые же попытки самостоятельного передвижения поощряют ребенка совершенствовать эти навыки, помогающие исследовать окружающий его мир. Некоторые дети совершенствуют технику ползания и могут передвигаться со значительной скоростью.
Другие обнаруживают, что могут с тем же успехом перемещаться на ягодицах, и поэтому никогда не учатся ползать. Но в обоих случаях на следующем этапе ребенок учится ставить ноги на пол и готовится пойти. Период, в течение которого малыш может пойти, довольно продолжителен. Это может произойти в любой момент от 9 до 18 месяцев и зависит от многих факторов.
Одни дети просто не хотят учиться ходить, так как ползания им вполне достаточно. Другие имеют большую массу, и им требуется больше времени, чтобы набраться сил для ходьбы. Некоторые дети недостаточно отважны, чтобы остаться на какое-то время без надежной поддержки.
Независимо от того в каком возрасте они начинают, последовательность обычно одинаковая. Сначала ребенок начинает при ползании отрывать от пола колени и передвигается, опираясь на ладони и ступни.
Потом он учится подниматься на ноги из положения сидя, опираясь на твердые предметы, например мебель. Освоив это, ребенок начинает ходить вокруг предметов, все еще держась за них, и может передвигаться от одного предмета к другому. Это называется ходьбой с внешней поддержкой. В конце концов, набравшись решимости, ребенок начинает ходить и делает первые самостоятельные шаги.
Тело человека. Снаружи и внутри. №20 2008