Развитие речи - способности распознавать слова и выражать свои мысли с их помощью - начинается с самого рождения.
Распознавание звуков
Дети в возрасте 1 месяца уже способны различать слова, состоящие из двух слогов, например «ма-ма» и «па-па». До 6 месяцев дети могут различать звуковые образы, которых нет в их родном языке. Позже эта способность утрачивается и дети сосредотачиваются исключительно на звуках своего родного языка.
Издавать сколько-нибудь осмысленные звуки дети начинают позже, чем учатся их распознавать. Однако уже начиная с 2 месяцев младенцы начинают смеяться и издавать воркующие звуки - в основном гласные.
Если ребенок страдает снижением слуха, это может привести к задержке развития речи.
Самый ранний признак того, что у младенца все в порядке, проявляется тем, что, услышав неожиданный или громкий звук, он прекращает любое занятие, часто при этом вздрагивая.
Проявление эмоций
В возрасте нескольких недель дети начинают гулить, часто в ответ на внимание со стороны родителей. Этот так называемый комплекс оживления - обмен скорее эмоциями, нежели информацией. Между 3 и 6 месяцами дети уже сознательно поворачиваются по направлению, откуда исходит звук или шум. При этом кажется, что некоторые звуки им нравятся больше, чем другие.
В этом же возрасте дети начинают сами издавать звуки. Они варьируют от крика раздражения до радостного визга. Многие дети издают мелодичные музыкальные звуки, «говорят» с предметами или сами с собой. Они также хихикают и смеются. Такое разнообразие звуков указывает на развивающуюся избирательность эмоциональной реакции.
Освоение звуков
После 7 месяцев дети начинают лепетать, повторяя один и тот же звук, например «ба-ба-ба». Лепет является важной частью подготовки к настоящей речи, дети как бы настраиваются на то, чтобы начать говорить. Они имитируют тон разговоров окружающих, заканчивают «предложения» на повышенном тоне, как будто бы задавая вопрос.
Обучение путем копирования
С 9 месяцев дети начинают активно интересоваться звуками и шумами вокруг них. Они способны узнать человека по голосу. В этом возрасте дети также начинают сознательно использовать голос, пытаясь сообщить свои желания и страхи, а также чтобы привлечь внимание.
Дети внимательно следят за лицами взрослых и могут имитировать звуки и движения губ. Примерно в возрасте одного года лепет приобретает разговорный ритм и дети пытаются имитировать ситуации, в которых они слышали речь взрослых. Например, они лепечут что-то в игрушечный телефон, а потом передают трубку родителям для ответа.
Выражение мыслей
Через свое поведение дети способны показать, что они понимают контекст и значение различных слов и указаний, таких как, например, «пить», «кошка» или «дай папе». В возрасте между 9 и 12 месяцами дети начинают показывать, что они узнают объекты, используя их пр назначению: например, пьют из игрушечной чашки или причесываются расческой.
С 9-10 месяцев дети начинают использовать жесты и звуки одновременно. Например, ребенок, который хочет, чтобы его взяли на руки, протягивает вверх ручки, одновременно издавая просящие звуки, - при этом нельзя не понять, чего он хочет.
Первые слова
В возрасте 10-15 месяцев ребенок произносит первые имеющие смысл слова. Это могут быть слова, которыми постоянно обозначаются какие-либо предметы или вещи, но необязательно это будут слова, используемые взрослыми. Например, если ребенок привык съедать за завтраком яйцо, он может обозначать этим словом любую еду. Для него слово «яйцо» означает звук, который нужно использовать при любых обстоятельствах, связанных с пищей. Истинные значения слов усваиваются очень медленно.
К 18 месяцам ребенок произносит во время самостоятельных игр звуки, напоминающие речь, с элементами диалога и эмоциональными интонациями. Когда к нему обращаются, он прекращает свои занятия и слушает, стараясь выполнить то, что ему говорят. Дети в этом возрасте уже обычно понимают значение слова «нет».
В возрасте около 18 месяцев дети уже используют от 6 до 20 слов в соответствующих им ситуациях и понимают значение намного большего их количества. Они проявляют желание участвовать в разговоре, петь песни, показывать на картинки в книгах и правильно называют множество предметов.
Построение предложений
Начиная с 18 месяцев происходит довольно быстрое расширение словарного запаса, хотя это сильно зависит от особенностей конкретного ребенка. Понимание грамматических структур и принципов построения предложений обычно появляется у детей задолго до того, как они начнут применять их. Около 18 месяцев дети начинают составлять простые, состоящие из двух слов предложения.
Тело человека. Снаружи и внутри. №22 2008