В течение первых 16 недель жизни молоко полностью удовлетворяет питательные потребности организма ребенка. Рефлексы детей первого года жизни приспособлены к поиску соска, а также к сосанию и глотанию одновременно. Когда ребенок проголодался, он извещает об этом мать своим криком, а молоко приносит ему мгновенное утоление голода.
В процессе роста и развития ребенка постепенно становится все труднее удовлетворять его голод только молоком. Ребенок начинает интересоваться моментом, когда остальные члены семьи едят, и даже может пытаться схватить кружку или ложку, если находится на руках родителя во время еды. Это означает, что ребенок в скором времени будет готов отведать новые вкусы.
Сигнальные знаки
Обычно ребенок готов к введению в рацион твердой пищи к возрасту 4-6 месяцев. Это может проявляться отсутствием удовлетворения после кормления из бутылочки. Ребенок начинает рефлекторно тянуть в рот разные твердые предметы. Это большой шаг в развитии ребенка, который символизирует начало его относительной независимости от родителей. Однако это очень медленный процесс, и ребенок начнет принимать новую пищу только когда почувствует, что готов к этому.
Даже если кажется, что ребенок стремится начать есть твердую пищу, существует риск начать вводить прикорм слишком рано. Например, высокая концентрация солей и других минералов может повредить почкам ребенка. Кроме того, дети, которым твердая пища вводится ранее трехмесячного возраста, чаще страдают от аллергических реакций по типу экземы.
С процессом принятия твердой пищи связаны такие сложные действия, как жевание, глотание, движения языка и челюстей. Это требует определенной степени развития челюстей и жевательных мышц, а приобретение навыков занимает несколько месяцев. Следовательно, ребенок младше трех месяцев чисто физиологически не готов к твердой пище.
Что не следует употреблять
В развитых странах при отнятии от груди ребенка начинают кормить аглютеновыми (не содержащими глютен) злаковыми продуктами, например, специальным детским рисом. Глютен - это смесь растительных белков, которыми богата пшеница. Ребенок младше 6 месяцев может быть чувствительным к глютену, поэтому следует избегать употребления продуктов, имеющих в своем составе пшеницу или рожь. Если у ребенка наблюдаются проблемы с пищеварением при питании такими продуктами, возможно, он страдает глютеновой энтеропатией - целиакией (непереносимость глютена).
На начальном этапе кормления твердой пищей ребенку обычно раз в день дают чайную ложку смеси детского риса с молоком. Эта смесь очень мягкая и не требует разжевывания. Большинство родителей предпочитает давать смесь за завтраком, потому что в это время ребенок наиболее активен и готов к восприятию нового и непривычного, нежели перед сном, когда он уставший и может капризничать.
Ребенок легче привыкает к твердой пище, если ее давать через час или два после кормления грудью или из бутылочки. При этом он не будет сильно голодным и желающим только одного - скорее получить молоко.
Переход от жидкой пищи к твердой
Даже после введения в рацион питания твердой пищи желание сосать молоко у ребенка сохраняется, он частенько сует большой палец или сразу несколько пальцев в полный рот. Ребенку требуется время, чтобы привыкнуть к новому методу питания. Поначалу его может раздражать кормление твердой пищей, так как он привык к непрерывному поступлению молока из бутылочки или груди, а теперь нужно ждать каждую ложку. Однако ребенок постепенно привыкает к такому способу кормления и начинает предвкушать еду, когда его сажают в детское кресло, надевают нагрудник, и он слышит шум приготовления пищи.
Энергетические потребности
По сравнению с взрослым ребенку первого года жизни требуется в два раза больше калорий на каждый килограмм веса. Это составляет 100 калорий на килограмм в день. Иногда родителям хочется дать ребенку максимальное количество калорий, добавляя твердую пищу, однако еще долгое время он будет получать большую часть калорий с молоком. Только после того, как ребенок привык к принятию нескольких ложек твердой пищи раз в день, можно увеличивать частоту таких кормлений в день.
В 6 месяцев ребенок может уже сам брать в руку кусочки твердой пищи и начинает требовать для питья что-то другое кроме молока. Не рекомендуется давать ребенку сладкие соки, так как они портят детские зубы, особенно если подаются из бутылочки, а также имеют низкую энергетическую ценность.
В это время ребенок начинает попытки питаться самостоятельно, поэтому желательно закрыть мебель моющимся материалом и приготовиться к тому, что пища будет не всегда и не сразу попадать ему в рот. Если вы не разрешите ребенку держать ложку самому, это может привести к его раздражению, плохому настроению и отказу от еды.
Изучаем новые вкусы
У ребенка удивительно твердые десны, а в 6-7 месяцев начинают прорезываться зубы. Когда это произойдет, он сможет сам употреблять в пищу продукты, которые можно держать в руках, например, банан, кусочек хлеба, печенья. Тем не менее, присмотр за ребенком необходим, так как он может подавиться.
Возможно формирование у ребенка нежелательных привычек, связанных с приемом пищи, и то, как родители будут контролировать этот процесс в течение первого года жизни, сильно влияет на манеру питания ребенка в будущем.
Оптимальные сроки введения новых продуктов
4-6 месяцев: После нескольких дней употребления небольших порций детского риса ребенок будет готов к появлению новых вкусов и текстур пищи в своем рационе. Лучше всего в этот период подойдут тертые фрукты и овощи. Особенно детям нравятся морковь, яблоко и картофель. Продукты необходимо тщательно очистить, ошпарить кипятком или отварить, растолочь в пюре и охладить.
6-7 месяцев: Некоторые продукты должны быть исключены из рациона ребенка до 6 месяцев, потому что они могут сенсибилизировать организм и вызывать аллергию. Пища, содержащая глютен (макаронные изделия, хлеб), молочные продукты могут постепенно вводиться в этом возрасте.
7-9 месяцев: Дети уже способны употреблять более грубую пищу, например, мелко нарезанную курицу, рыбу и баранину. Пища, которую можно держать в руках (рисовые печенья, сыр), помогает в развитии у ребенка точных движений и формирует у него навыки самостоятельного приема пищи. Процесс питания становится увлекательным и приятным занятием. Кроме того, это важный этап в развитии ребенка, поскольку обеспечивает определенную степень независимости от родителей в момент кормления.
Тело человека. Снаружи и внутри. №19 2008