В возрасте от 3 до 4,5 лет большинство детей превращается из неуемных энергичных двухлетних сорванцов в более спокойных и благоразумных дошкольников. Основным изменением в этот период является обретение ребенком разума и зачатков здравого смысла.
Трехлетний ребенок может быть еще не готов к дедуктивной логике, однако он уже способен воспринимать информацию и действовать осмысленно. Эта очень важная перемена происходит по достижении ребенком возраста 2,5 лет. В этом возрасте он начинает с интересом наблюдать за миром, окружающим малый круг его семьи.
Многие трудные моменты жизни подрастающего двухлетнего ребенка уже позади. Прорезывание зубов практически завершено, а умение контролировать работу мочевого пузыря и кишечника является предметом особой гордости ребенка.
Изменение потребностей
Трехлетний ребенок требует к себе повышенного внимания взрослых, нуждается в деятельности для выхода своей физической энергии и материалах для выражения своих творческих способностей - красках, пластилине, бумаге и кистях.
Четвертый год жизни характеризуется появлением чувства сопереживания другому человеку. Ребенок станет грустным, если грустит его мама, и будет злиться, если его товарищи по игре проявляют злобу. Он начнет понимать, что другим детям нравится с ним играть, если он ведет себя открыто и дружелюбно. В сущности, ребенок становится одновременно более независимым и менее эгоцентричным. Принцип очередности в некоторых играх служит для ребенка толчком для начала анализирования своих действий и мыслей.
Трехлетние дети практически готовы к посещению детского сада, поскольку они уже более общительны и разумны, чем двухлетние, и жаждут учиться новому.
В этом возрасте дети приветствуют одобрение и поощрение со стороны взрослых, однако уже в четыре года они пытаются показать, что не нуждаются в их присутствии, чтобы ощущать себя в безопасности Дети собираются в группы, которые часто распадаются и организовываются вновь с другими участниками, у ребенка появляется первый <лучший» друг.
Основные характерные черты ребенка дошкольного возраста:
- появление инициативного поведения, ребенка возбуждают и захватывают новые, неизвестные прежде ощущения;
- богатая фантазия, широко проявляющаяся в играх;
- приобретение большого числа навыков социального поведения;
- развитие осознания себя как уникальной личности;
- развитие интеллектуальных функций и познавательных способностей;
- появление чувства ответственное™ и сознательности;
- осознание половой принадлежности;
- использование более сложных языковых конструкций;
- появление распознаваемой и постоянной модели поведения.
Рост и координация движений
В процессе роста ребенка координация движений у него постепенно улучшается. В возрасте 3 лет он может подниматься по ступенькам и идти ровно по прямой линии. Ребенок совершенствует свои навыки координации и баланса, ползая по «паутинке».
В 4 года дети способны уверенно ходить, бегать и карабкаться по детским «лазилкам», они очень проворны и подвижны.
Дети демонстрируют нарастающее чувство независимости и желание управляться со всем самостоятельно. На четвертом году жизни они учатся одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого, самостоятельно чистить зубы, пользоваться вилкой и ложкой. В этот период времени достигает высокого уровня развития мелкая моторика пальцев.
Понимание
Трехлетний ребенок уже осознает свою половую принадлежность и может сообщить свое имя и возраст, когда его спрашивают, а также распознает свое имя, написанное на бумаге.
Дети в этом возрасте обожают рисование, они могут нарисовать круг и скопировать крестик или квадрат. Хотя изображение предметов, как правило, нереалистично, этот вид деятельности продолжает развивать точность мелких движений. Ребенок хорошо различает объекты по форме, размеру и по цвету. В 4,5 года ребенок может сосчитать до десяти, хотя еще и не имеет четкого представления о количестве.
Социальное развитие
По мере развития ребенка его социальные и речевые навыки постепенно улучшаются. Четырехлетний ребенок способен придерживаться правил и осуждает тех, кто этого не делает. Они слушаются простых требований, например «Убери этот мяч». Трехлетний ребенок обладает большей уверенностью в себе, чем двухлетний, хотя все равно очень привязан к матери, особенно во время стрессовой ситуации. В этом возрасте дети начинают копировать поведение, привычки взрослых и даже особенности характера и темперамента. Объединяясь с другими детьми, они участвуют в совместных играх, становятся способными распознавать чувства радости и грусти. В 4 года ребенок приобретает зачатки чувства ответственности и при необходимости обращается за помощью к взрослому.
На этой стадии развития ребенок уже гораздо более уверен в себе и активен. Он энергичен и дружелюбен, однако способен более или менее контролировать свои эмоции. В скором времени просто игры могут ему наскучить, и это идеальное время для начала посещения школы, которая будет стимулировать дальнейшее развитие ребенка.
Многие дети в возрасте 3 лет разговаривают без умолку и задают вопросы обо всем, что видят вокруг себя. Они начинают понимать правила грамматики и практикуются в составлении сложных предложений. В это время дети уже пользуются довольно грамотным языком, а в четыре с половиной года употребляют прошедшее время и множественное число.
Тело человека. Снаружи и внутри. №41 2009