Каждый младенец развивается по-своему. Не существует фиксированного возраста, к которому ребенок обязан достигнуть определенных этапов развития, таких как способность сидеть или ползать. Существуют, скорее, определенные рамки возрастной нормы. Например, младенец, который кажется отстающим в одном из аспектов развития, таком как хождение, может раньше начать говорить.
Термин «задержка развития» используется для характеристики детей, показатели которых выходят за рамки возрастной нормы. Наличие проблем важно обнаружить на раннем этапе, так как для их решения может потребоваться принятие специальных мер. Поэтому существует детализованная программа укрепления здоровья детей в возрасте до 5 лет.
Обследование
Педиатр тщательно осматривает ребенка сразу же после его рождения. В течение первого года жизни младенца врач будет еще дважды обследовать его, контролируя процесс развития.
Детей, у которых были трудности в неонатальный период (период новорожденное™) или которым в это время потребовалась специальная медицинская помощь, обследуют особенно тщательно. Каждые 6-8 недель ребенка осматривает врач и в течение 8 месяцев контролировать развитие младенца будет патронажная сестра. Результаты этих обследований записываются в медицинскую карту ребенка, которая находится на руках у родителей и является основным документом, содержащим сведения о развитии и иммунизации ребенка.
Показатели развития
В течение первого года жизни у детей быстро развиваются моторные и ранние социальные навыки, речь; они начинают понимать язык. Моторные навыки подразделяются на крупную (например, ползание) и мелкую моторику. К последней относятся такие навыки, как способность взять в руку мелкие объекты, что требует также хорошего зрения. Обучаясь говорить, дети копируют звуки и, следовательно, должны нормально слышать.
Хотя дети развиваются разными темпами, они проходят одни и те же стадии развития: сначала учатся переворачиваться, сидеть, ползать, а затем ходить.
Причины задержки развития
Примерно у 3% детей выявляется задержка развития. Это может касаться всех аспектов развития или какого-нибудь отдельного навыка. Иногда видимая причина отставания отсутствует, и ребенок с возрастом догоняет сверстников, но уверенно утверждать, что это обязательно произойдет, нельзя.
Медицина знает множество причин задержки развития. К ним относятся генетические заболевания, церебральный паралич и аутизм, а также социальные причины, такие как недостаток стимуляции. У большинства детей, имеющих серьезную задержку психического развития, отклонения диагностируются в течение первого года жизни. Однако в ряде случаев они проявляются только на значительно более поздней стадии развития - это касается, например, задержки речевого развития. Аутизм является аномалией социального поведения и обычно обнаруживается на втором году жизни у детей, которые до этого развивались нормально.
Контроль развития
Два самых важных медицинских обследования ребенок проходит в возрасте 6-8 недель и 8 месяцев. С помощью ряда простых тестов врач может следить за общим состоянием здоровья младенца.
При обследовании в 6-8-недельном возрасте врач задает родителям вопросы, которые помогают ему оценить каждый аспект развития ребенка. В этом возрасте большинство детей смотрят на лица своих родителей и следят за движениями. Если ребенок не реагирует на зрительные образы, его направляют на осмотр к офтальмологу.
В возрасте от 6 недель дети начинают громко кричать. Многие младенцы издают воркующие звуки. Если родители беспокоятся по поводу слуха своего ребенка или в семейном анамнезе имеются проблемы со слухом, младенцу может быть сделано аудиологическое измерение электрической активности улитки внутреннего уха. Ранняя диагностика нарушения слуха очень важна, поскольку речевое развитие ребенка при наличии этих проблем может быть улучшено с помощью вспомогательных средств для слуха и речевой терапии.
Осмотр в 6-недельном возрасте включает также проверку мышечного тонуса и способности ребенка удерживать голову. Обследования на этом этапе позволяют выявить нарушения физического здоровья.
Обследование в 8 месяцев
К моменту обследования в 8-месячном возрасте обычно уже становится ясно, развивается ли ребенок нормально. Большинство детей уже переворачиваются и сидят, а некоторые даже начинают ползать. На этом этапе можно оценить ранние навыки тонкой моторики: некоторые дети захватывают мелкие объекты всей кистью, а некоторые начинают использовать «пинцетный» захват (берут предметы двумя пальцами).
Большинство детей в этом возраста уже лепечут, а некоторые произносят слова «мама» и «папа». Младенцы, у которых слух не проверялся в неонатальный период, примерно в этом возрасте проходят слуховой тест на привлечение внимания. Если ребенок как в 6-8-недельном возрасте, так и в 8 месяцев кажется отстающим по какому-либо показателю, это еще не повод для сильного беспокойства.
В большинстве случаев врач или патронажная сестра просто попросят родителей принести ребенка на повторный осмотр через несколько недель. Однако если и на этой стадии остаются сомнения, младенца нужно будет показать специалисту для получения еще одного заключения.
Направление к специалистам
Если младенец выглядит физически совершенно нормальным, его обычно направляют к участковому педиатру для более детального обследования. Способности ребенка оцениваются по шкале умственного развития Гриффитса, которая применима для детей от самого рождения и до 8 лет.
Тест оценивает способности ребенка по пяти показателям: двигательные, личностно-социальные, слух и речь, развитие рук и глаз, невербальные.
В зависимости от возраста ребенка используются различные тесты с игрушками, заданиями и картинками.
Специальные потребности
В центрах коррекционной педагогики с ребенком, в зависимости от конкретного случая, работают специалисты различного профиля - логопеды, специалисты по лечебной физкультуре, трудотерапевты и социальные педагоги. Они определяют степень задержки развития ребенка, с тем чтобы обеспечить наилучшее развитие его возможностей. Также в их задачу входит оказать эмоциональную и практическую поддержку, помочь преодолеть трудности.
Если способности ребенка освоить стандартную школьную программу вызывают сомнения, врач может порекомендовать родителям развивающие программы или направить ребенка в специализированное учебное заведение.
Тело человека. Снаружи и внутри. №32 2009