На Западе народ прагматичнее нашего. Поэтому на первых порах, двигаясь по стопам западных поклонников йоги, мы все больше интересовались оздоровительной практикой. Лишь позже загорелись постижением более «высоких» предметов — медитации, астрального тела, сверхчувственных способностей.
Бессистемное чтение породило у большинства из нас весьма мозаичное представление о йоге. С одной стороны, это что-то типа восточной гимнастики, с другой — философия, с третьей — вроде бы способ приобретения сверхъестественных возможностей. А тут еще и огромное количество названий, типов и разновидностей: карма-йога, хатха-йога, крия-йога, лая-йога, раджа-йога, сахаджа-йога и так далее...
Так что же такое йога: религия или искусство, способ лечения или философия, наука или психотехника? И в чем ее польза для обычного человека?
Йога — это и то, и другое, и третье, и ни одно из них. Мудрецы древности не называли йогу ни философией, ни способом врачевания, ни даже духовным путем. Они именовали ее «даршана», что в переводе с санскрита значит «зеркало». Если вы занимаетесь йогой, то в каждый момент своего существования вглядываетесь в себя. Если ваши занятия правильны, то зеркало показывает, каковы вы есть и чем должны стать. Если вы искренни, то зеркало отразит ваши грехи и ошибки. При этом вы должны разбить не его, а собственное я.
О каком зеркале идет речь?
Ответ на этот вопрос содержится в «Йога Сутрах» — единственном первоисточнике ортодоксальной йоги, составленном во 2 в. до н. э. легендарным мудрецом Патанджали, считающимся ее отцом. Патанджали связал воедино три традиционных для индийского подвижничества пути к спасению — действие, знание и преклонение — в одно целое — йогу. На протяжении многих веков традиционная йога существовала в неразделимом единстве этих составляющих. Лишь в более позднее время появились люди, расчленившие живое тело йоги и взявшиеся утверждать, что они проповедуют, скажем, только преклонение, или кармаг-йогу, или медитацию. Конечно, когда кто-то заявляет, что занимается такой-то или такой-то йогой, он косвенным образом бросает тень на все остальные разновидности йоги. Именно это породило фанатизм, закрывший путь к спасению.
С другой стороны, расчленение йоги многими было использовано для стяжания славы и благополучия: ведь если вы хотите добиться успеха, то, как и в любом бизнесе, вам необходимо каждый день обновлять ярлыки. Вот почему возникали и продолжают возникать все новые и новые разновидности йоги. В то время как подлинная, традиционная йога Патанджали продолжает существовать как целостная, неделимая и всеобъемлющая система.
Этот путь состоит из восьми компонентов, на первый взгляд, столь различных, что заставляет наш западный ум метаться в поисках подходящего ярлыка: «Философия?», «Техника?», «Религия?».
Вот эти компоненты: яма (моральные предписания), нияма (индивидуальная дисциплина), асана (поза), пранаяма (контроль над дыханием), пратьяхара (отвлечение чувств от внешних объектов), дхарана (сосредоточение), дхьяна (созерцание), самадхи (реализация).
Почему эти компоненты существуют вместе и какова их внутренняя взаимосвязь — тема очень обширная и должна быть предметом отдельного рассмотрения. Мы же поговорим сегодня лишь о тех из них, которые имеют прямое отношение к здоровью.
Об искусстве йога-терапии
Врачевание посредством йоги традиционно связывают с двумя ее аспектами — асанами (позами) и пранаямой (управлением дыханием). Тем не менее, вопросы типа: «Какая асана поможет при данном заболевании?» — не совсем правомерны. Ведь йога — это отнюдь не медицинская наука. Йога — это путь к освобождению посредством интеграции тела, ума и души. Однако, ее побочным продуктом является совершенное физическое и психическое благополучие.
Здоровье и даже самое наше существование зависит, в первую очередь, от правильного функционирования двух систем — дыхания и кровообращения. Улучшая циркуляцию крови и кислорода, асаны и праная-ма способствуют излечению всех заболеваний, которые вызваны ее нарушениями: артрита и астмы, бронхита и заболеваний печени, желудочнокишечных и сердечно-сосудистых заболеваний. Но асаны и пранаяма не просто отлаживают функции той или иной системы или органа — они изменяют всю биохимию нашего организма, корректируют деятельность каждой клетки. Поэтому йога с успехом используется не только для лечения конкретных заболеваний, но и для оздоровления всего организма, и, конечно же, для профилактики.
В каких же случаях «лекарство» йоги наиболее эффективно?
В соответствии с йогическими представлениями, все болезни делятся на три большие категории. К первой из них относятся заболевания, требующие хирургического вмешательства. Конечно, существует множество примеров тому, как йога помогает избежать операции. Но есть и такие случаи, когда помочь может только хирург. Тогда роль йоги — это физическая и психологическая подготовка пациента к операции, а также быстрая его реабилитация в послеоперационный период.
Ко второй категории относятся острые заболевания типа гриппа, диареи, лихорадки, требующие быстрого излечения. По представлениям йоги, такие болезни есть проявление того, как сильный и крепкий организм питается избавиться от накопившихся в нем токсинов. Если у вас насморк, лихорадка, простуда или понос, это значит, что вы совершили нечто, противное естественному ходу вещей, а ваше тело, будучи достаточно сильным и энергичным, пытается избавиться от собственных ядов и токсинов.
Допустим, что старший ребенок в семье практически не болеет, а младший, напротив, часто простужается, болеет гриппом или страдает от желудочных расстройств. Родители в таких случаях считают, что со старшим ребенком им повезло, а младший — слаб и болезнен. Йога утверждает обратное. Когда внутренняя энергия велика, тело легко избавляется от токсинов: вы тяжело болеете 2—3 дня, у вас, к примеру, высокая температура или сильный понос, а после этого короткого, но трудного периода вы опять совершенно здоровы.
А вот если у вас постоянно течет из носа или все время что-то не в порядке с желудком — то слабо выраженный понос, то несильный запор, тогда вы должны быть очень осторожны. Ситуация означает, что ваш организм недостаточно силен для того, чтобы самостоятельно избавиться от накапливающихся в нем ядов.
Вспомните, как часто ваши знакомые, постоянно болея, доживают до глубокой старости. Они так слабы и болезненны, что, кажется, вот-вот покинут этот мир, но продолжая болеть, они живут до 70—80 лет. Их внутренняя энергия велика, и, регулярно болея, они регулярно освобождаются от токсикоз.
Но бывают и другие случаи — вам вдруг сообщают о внезапной смерти знакомого и вы не можете этому поверить: «Как же так? Ведь он никогда не болел!». Именно поэтому он и умер: в организме не было достаточно сил для того, чтобы регулярно выбрасывать токсины, и они накапливались, незаметно подтачивая жизненные силы.
К третьей категории йоге относит хронические заболевания. Мы не будем здесь излагать их теорию, но отметим лишь, что асаны и пранаяма эффективны для терапии как острых заболеваний, о которых говорилось выше, так и для большинства из известных науке хронических заболеваний, в том числе и таких, которые считаются неизлечимыми.
Теперь практический аспект. Если вы хотите разучить несколько асан, которые, подобно лекарству, помогут вам при насморке и ангине, болях в пояснице и суставах, или же облегчат приступ астмы или мигрени, то советы такого рода мы дадим вам в одном из следующих выпусков. Если же вы хотите излечить хроническое заболевание, то это можно сделать только под руководством и непосредственным наблюдением опытного учителя. При этом необходимо избегать тех «йога-терапевтов», которые освоив 3 асаны за 6 месяцев, берутся лечить все и вся. Подобно врачу, йога-терапевту требуется много лет обучения и самостоятельной практики, чтобы обрести возможность лечить.
Вестник «ЗОЖ», выпуск №8