Характер может быть определен как совокупность относительно постоянных особенностей взаимодействия с окружающими, которые индивидуальны у каждого ребенка.
Темперамент и черты характера отличаются значительно, как и физические особенности, что делает каждого человека уникальным. Даже одинаковые внешне близнецы проявляют различия в нраве и характере.
Известно, что наследственность влияет на темперамент и особенности характера. Однако генетические особенности не являются единственным существенным фактором. Окружающая обстановка и внешняя среда, в которой ребенок развивается, также очень важны.
Малыши очень зависимы от внешней обстановки в плане успешности их развития. Окружающая среда, особенности его родителей, их образованность и то, как ребенок взаимодействует со своими родителями, влияют на формирование характера ребенка по мере его взросления.
Типы темперамента
К врожденным чертам характера могут относиться следующие: независимость, решительность, настойчивость, спокойствие и социальная восприимчивость. Исследования показали, что различия темперамента у детей могут оцениваться в рамках определенных основных категорий.
К ним относят:
- Уровень активности Соотношение периодов активности и спокойствия в течение дня.
- Цикличность (регулярность) Насколько действия ребенка прогнозируемы и насколько он регулярен в осуществлении физиологических процессов (принятие пищи, сон, естественные отправления).
- Сближение или отторжение. Первичная реакция ребенка на новый стимул (игрушка, пища, незнакомец). Реакция сближения является позитивной и проявляется тем, что малыш улыбается, гулит и тянется за предметом.
Реакции отторжения являются негативными и выражаются плачем или отворачиванием лица.
- Адаптируемость Быстрота реакции и адаптации в новых ситуациях.
- Порог реагирования Степень воздействия на ребенка, необходимая для получения от него ощутимой реакции.
- Интенсивность реакции. Степень выраженности реакции.
- Особенности настроения. Соотношение периодов веселого, радостного и дружелюбного поведения ребенка с невеселым и недружелюбным поведением.
- Отвлекаемость. Степень влияния посторонних раздражителей на текущее поведение ребенка.
- Концентрация внимания и настойчивость. Способность заниматься какой-либо деятельностью продолжительное время и закончить эту деятельность при столкновении с трудностями.
Влияние на личность
Основные характеристики личности, обусловленные генетически, как правило, достаточно стабильны. Однако исследования показали, что с возрастом темперамент ребенка может меняться.
Домашняя обстановка, окружающая среда в школе и лишь в некоторой степени наследственность - оказывают значительное влияние на его темперамент.
Исследования близнецов выявили взаимосвязь между генами и темпераментом. Однако вопрос о том, какой фактор оказывает большее влияние на личность и характер ребенка - наследственность или внешняя среда, -остается предметом дискуссий.
Факторы внешней среды
То, как родители взаимодействуют со своим ребенком, опосредовано обществом, в котором они выросли, а также сложившимися представлениями о половых ролях.
С рождения родители обращаются с девочками и мальчиками по-разному. Эти стереотипы (например, то, что мальчики агрессивны и активны, а девочки более спокойные и быстро расстраиваются) могут способствовать развитию определенных характеристик темперамента у ребенка и препятствовать развитию других.
Отношения между родителем и ребенком - предмет их непрерывного взаимодействия. Если родитель считает своего ребенка «трудным», он будет обращаться с ним не так, как обращался бы с «легким», и тем самым вызовет соответствующую реакцию.
То, как родитель обращается с ребенком, оказывает определенное влияние на развитие его личности.
Счастливая и поощряющая внешняя среда необходима для развития уравновешенного ребенка. Недостаточное проявление любви в раннем детстве, когда дети очень чувствительны, имеет существенное значение. Ребенку, растущему с уверенностью в себе, будет легче стать независимым, что является важной частью взросления.
Личность ребенка уникальна и является определяющей частью того, что он будет представлять из себя в будущем. Несмотря на то что ребенок рождается с определенными особенностями темперамента, воспитание играет решающую роль в развитии его личности.
Типы характеров
Различия темперамента младенцев становятся очевидными в первые недели жизни.
Детей условно можно разделить на «легких», «трудных» и «тяжелых на подъем».
«Легкие» дети
Примерно 40% детей подпадают под эту категорию. Для них характерна регулярность деятельности, например приема пищи и сна, положительная реакция на новые стимулы, быстрая адаптация к изменениям окружающей обстановки и умеренная вариабельность настроения с преобладанием позитивного.
«Трудные» дети
Составляют примерно 10% всех детей. Имеют нерегулярную деятельность организма, негативную реакцию на новые раздражители, медленную адаптацию к изменениям и выраженные изменения настроения, часто с преобладанием негативного. Их может быть сложно накормить, они неохотно идут спать, склонны сердиться, когда чем-то неудовлетворены.
Эта категория не включает незначительные и часто временные расстройства характера, сна, кормления и естественных отправлений организма.
«Тяжелые на подъем» дети
Примерно 15% детей не относятся к группе «трудных», но ohei медленнее, чем «легкие» дети, приспосабливаются к новым раздражителям и изменениям внешней среды. Могут давать негативную реакцию на новые стимулы и медленно адаптируются. Они имеют слабую интенсивность реакций, но более регулярную биологическую активность организма, чем «трудные» дети. Оставшиеся 35% детей сложно отнести к какой-либо группе -для них характерна комбинация различных особенностей темперамента.
Тело человека. Снаружи и внутри. №37 2009